Пчелопавильон на легковом прицепе

Любая достаточно крупная пасека нуждается в транспортировке пчелиных ульев. И если раньше пасечники использовали для этого телеги, то современный пчеловод нуждается в надежном автомобиле, при помощи которого он весной и летом сможет вывезти свою пасеку на новое место, где будет достаточная кормовая база.

Особенности одноосных прицепов

Представленная разновидность устройств для перевозки грузов одна из самых распространенных. Достойное сочетание цены и качества позволяет акцентировать внимание именно на данных вариациях. Прицепы оснащаются одной осью, которая крепится к раме. В качестве амортизирующего механизма используются рессоры. Такой вариант предназначен для перевозки небольших или средних по размеру грузов. Основные преимущества:

  1. Маневренность. Очень легко разворачиваться на месте, совершать маневры. Вы можете даже самостоятельно передвигать прицеп, проводить сцепку без помощи посторонних.
  2. Цена. Так как конструкция более простая, то и затраты на производство в несколько раз меньше.
  3. Техническое обслуживание. Минимальное количество механизмов позволяет проводить ремонт без особенных затрат.

На основе представленных факторов можно с уверенностью делать выбор в пользу одноосных моделей, но конечно же все зависит от целей, для которых вы приобретаете. Поэтому рекомендуется проконсультироваться с компетентными специалистами и менеджерами, занимающимися продажами прицепов. Из минусов можно выделить только небольшую грузоподъемность. В остальном данный вариант отлично подходит для тех автовладельцев, которым требуется прицеп для перевозки грузов до 750 килограммов.

В каждом отдельном случае важно регулярное техническое обслуживание. В независимости от типа конструкции прицепа, его длительность службы зависит от регулярности ремонта и ТО.

Идея конструкции

Чертеж. Общий вид павильона1 — колесо; 2 — платформа; 3 — ящик; 4 — тормозная система; 5 — система электрооборудования; 7 — ульевые отсеки; 8 — помещение для пчеловода; 9 — служебная лестница; 10 — покрытие крыши; 11 — люк; 12 — вытяжная шахта; 13 — летковая щель; 14 — вертикальный разделитель; 15 — прилетная доска; 16 — окно; 17 — летковые щели; 18 — объемные фигуры; 19 — горизонтальный разделитель; 20 — технологическая лестница.

Передвижной и стационарный павильоны для семейств пчел помогут сэкономить место на пасеке. Кроме этого, с их помощью можно облегчить зимовку и содержание пчел, а также значительно повысить процент урожайности. Его можно построить своими руками, однако понадобятся специальные чертежи. Передвижной павильон обладает мобильностью, поэтому его можно легко перемещать в подходящие места, например в центры цветения в определенное время. При конструировании можно пользоваться фургонами или прицепами от грузовиков, составляя чертеж устройства по соответствующему размеру.

Что касается стационарного павильона для пчел, то он не обладает высокой мобильностью. Его не ставят на колеса. Он устанавливается на определенном месте пасеки на длительный промежуток времени. Основная цель устройства – облегчить зимовку и содержание пчел, а также сэкономить место.

В пчеловодстве существует правило, которое подразумевает, что все пчелы должны находиться в полной безопасности, особенно во время зимовки. Огромной популярностью пользуются кассетные павильоны. Их можно сделать самостоятельно. При их устройстве важно учесть главные особенности параметров автомобильной техники, выступающей в роли тягача устройства. Кассетный павильон для пчел, изготовленный своими руками, обязан поместиться в фургон или прицеп так, чтобы осталось свободное место для работы пчеловода (маленькая коморка).

Кассетный пчелопавильон напоминает своеобразный комод, в котором ульи с пчелами расположены по отдельным шкафчикам, независимых друг от друга. Таким образом, упрощается процесс содержания и зимовки пчел, а пчеловоду легко проводить все необходимые мероприятия. Кассетную конструкцию можно легко перемещать на конкретную местность с медоносами. Эту манипуляцию пасечник способен сделать самостоятельно, не воспользовавшись лицевой маской и дымарем.

Виды прицепов для перевозки пчелиных ульев

Существует несколько вариантов пчеловодных прицепов, отличающихся особенностями конструкции. Ниже рассмотрены типы прицепов для транспортировки ульев.

Пчелоприцеп на легковом ходу

Прицеп для пчел своими руками, подходящий для легкового авто, можно сделать, используя следующие комплектующие и инструменты:

  • трубы круглого и прямоугольного сечения;
  • раму для каркаса;
  • уголки и панели из пластика;
  • доски и листы металла для пола;
  • болгарку;
  • электродрель;
  • аппарат для сваривания деталей;
  • ручной инструмент.

Последовательность действий:

  1. К раме привариваются трубы с угловым сечением. Конструкция оснащается рессорными элементами и пружинами.
  2. Из прямоугольной трубки делают раму (размеры 180 см на 240 см) и соединяют с каркасной рамой. Также из трубки того же типа делают выдвижные санки.
  3. Уголками размечают местоположение ульев и прикрепляют колеса.
  4. Конструируют пол, соединяя доску (верх пола) с металлическим листом (низ). Приваривают стойки.
  5. С помощью уголков устраивают крепление для будущей крыши, которую делают из пластмассовых панелей.

Пчелоприцеп и его особенности

Существует множество вариаций прицепов для пчел. Так сложилось потому, что даже в советские годы серийного и промышленного производства было недостаточно, чтобы потребности пчеловода были полностью удовлетворены в плане перевозки пчелиных жилищ. Поэтому приходилось изобретать конструкции самостоятельно. Пасечники собирали их под особенности ульев, которые они использовали, под климат, и под сам прицеп.

Читайте также:  Ветеринарная помощь в птицеводстве для фермера

Для перевозки пчел различают легковые прицепы, павильоны и раздвижные платформы.

Кочевничество с пчелоприцепом имеет ряд своих особенностей и правил. Необходимо помнить, например, что рядом могут расположиться конкурирующие пасеки, поэтому нужно соблюдать дистанцию. Идеально, если пасеки будут расположены друг от друга на расстоянии трех километров. Недалеко от взятка должна находиться чистая пресная вода либо же нужно оборудовать место поилками. Территория должна быть укрыта от ветров и палящего солнца.

Перед самой поездкой, нужно разведать место, где будет располагаться прицеп. На месте же, его необходимо ставить параллельно угодьям с медоносами. Перевозка осуществляется с открытыми летками ночью.

Прицеп-платформа

Прицеп платформа является самым удобным средством для кочевки. Такие конструкции могут быть двухосными или одноосными. Здесь предусмотрены стойки, небольшие борты, а также места крепления ульев. Прицеп платформа – именно та конструкция, с помощью которой, используя любое средство для передвижения, можно перевозить улья с места на место.

Также прицеп платформа имеет небольшой вес и, благодаря этому улья не так сильно подвергаются тряске. Таким образом, насекомые кочуют в спокойствии. Одно такое приспособление может вместить до пятидесяти семейств пчел. Для хозяев больших пасек существует многоярусные прицепы платформой, которые сильно облегчают кочевку пчел.

Такая конструкция – выгодна и удобна. К примеру, если зацвели новые растения, то необходимо просто подцепить приспособление к транспорту и можно отправляться в путь. Для защиты от прямых солнечных лучей можно всегда оборудовать такой прицеп крышей.

Легковой пчелоприцеп

Невероятно удобное устройство для перевозки ульев, на котором в течение сезона можно содержать семейства пчел. Легковой пчелоприцеп устроен таким образом, что пчелиные жилища в него ставят в несколько рядов. К примеру, один внутренний и по бокам один крайний ряд. Платформа, которая расположена посередине выдвигается на приставных колесах в различные стороны. А когда приходит пора уезжать – задвигается назад.

Самая облегченная конструкция вмещает в себя около двадцати четырех ульев.

Оснащения для удобства и комфорта

В зависимости от числа и размеров «груза» будут отличаться и габаритные параметры автофургонов, и количество ярусов, и некоторое другое оснащение. В частности необходимо предусмотреть следующие элементы:

  • Погрузчики. Иногда достаточно обеспечить специальный трап, по которому животное может подняться в кузов. Но в некоторых случаях следует предусмотреть лифтовые погрузчики. Они обеспечат удобный подъем, лишат вас необходимости в дополнительной рабочей силе и не причинят зверям лишнего стресса.
  • Покрытие и перегородки. Пол делают противоскользящим, чтобы живность во время движения могла чувствовать себя более уверенно. Наличие копыт или когтей предполагает и особые требования к прочности внутренней обшивки. Перегородки нужны для того, чтобы звери в поездке не мешали друг другу.
  • Клетки. Для мелкого зверья не целесообразно устанавливать перегородки. Животных небольших размеров удобнее поместить в небольшие надежно закрепленные клетки в несколько ярусов. Это позволяет транспортировать большое количество особей одновременно.
  • Вода и пища. В таких прицепах обязательно предусмотрены поилки и системы подачи еды. Особенно это важно, когда предстоит долгая поездка.
  • Душевая система. Если потребуется, автофургон можно оснастить душем, где животных можно вымыть. Такое оснащение чаще заказывают для перевозки цирковых зверей. Во время гастролей их необходимо время от времени купать, чтобы «артисты» выглядели достойно независимо от того, как долго находятся в пути. Хотя подобная функция может потребоваться и для простого скота. Тем более что во время жары водные процедуры помогут справиться с духотой и стрессом.

Современные автофургоны позволяют создать максимально комфортные условия для «живого груза». Это важно не только для сохранения «товарного вида» скота, но и позволяет уменьшить испытываемый стресс. Также не менее важным моментом является обеспечение безопасности в дороге. Качественное оснащение позволяет избежать травмирования животных в поездке, а также предупредить конфликты или проявления паники, которые могут привести к непредвиденным ситуациям и ДТП. Чем лучше и правильнее обустроен фургон для перевозки животных, тем легче пройдет поездка как для зверей, так и для водителей.

У нас можно приобрести не только прицеп-коневоз. Наша компания предлагает купить автолавки в Нижнем Новгороде для выездной продажи вашей продукции. Если вы хотите поставить свой бизнес на колеса, мы готовы помочь вам в приобретении качественных автоприцепов специального назначения.

Продукция завода экологически безопасна На все фургоны выдается полный пакет документов для регистрации в ГИБДД.

Виды прицепов для перевозки пчелиных ульев

Существует несколько вариантов пчеловодных прицепов, отличающихся особенностями конструкции. Ниже рассмотрены типы прицепов для транспортировки ульев.

Если количество ульев невелико, бортовая пасека на автомобиле может быть организована с помощью простого прицепа, применяемого для перевозки грузов. У пчелоприцепа на легковом ходу хватает места для размещения двух десятков ульев с насекомыми.

Их можно держать там на протяжении всего сезона цветения медоносов. Приобретя такую модель, пчеловод подвергает ее доработке – обустраивает крышу, монтирует механизм для упрощения установки пчелиных домиков и снятия их с прицепа.

Читайте также:  Бронзовые индюки — детальный взгляд на вопрос

Легковые пчелоприцепы удобны своим малым весом и простотой транспортировки. Минус этого варианта – ульи при перемещении подвергаются значительной тряске, и надо позаботиться о качественной фиксации их ремешками. К тому же эти прицепы менее вместительны, чем другие типы, и для перевозки большого числа пчелиных домов придется совершить несколько поездок.

Павильон для пчел

Конструкция павильона не привязана к транспорту и предоставляет возможность постоянного пребывания пчелиных семей. Пространство в пять квадратных метров позволяет разместить полсотни ульев.

Обязательно почитайте:

Улей Дадан на 12 рамок: размеры, чертеж, описание, как сделать своими руками

Павильоны бывают:

  • стационарными (не приспособлены для мобильного пчеловодства);
  • на колесах (подходят для кочевки и перемещения ульев ближе к местам произрастания нужных растений для сбора насекомыми нектара);
  • кассетными (оснащены отсеками для установки ульев).

Платформа для пчел лучше всего приспособлена для организации кочевой пасеки. Она целенаправленно сконструирована для транспортировки пчел и позволяет переносить размещенные ульи на большие расстояния и обладает наибольшей продуктивностью с точки зрения объема медосбора: даже в бедных на растения-медоносы регионах можно получить 50 кг меда.

На установке, оснащенной бортами и стойками, можно разместить до 50 ульев. Встречаются в продаже и двхъярусные установки.

Преимущества платформы:

  • отсутствие потребности в загрузке и выгрузке ульев;
  • возможность оснащения системы крышей, защищающей от осадков и солнца;
  • меньшая выраженность тряски пчел при езде (по сравнению с легковыми прицепами) благодаря меньшему весу установки – благодаря этому насекомые чувствуют себя спокойнее, и путешествия не становятся для них стрессом;
  • благодаря большей полезной площади за один раз перевозится большее число ульев.

Как я перевожу пчел

За последние дни сделал 12 отводков на свою плодную матку от сильных семей. Подготовил точок возле акации и перевез туда 16 ульев. 8 семей – исходные отводков, и 8 – от которых отводков не делал.

  • Для перевозки пчел  приспособил обычный легковой кременчугский прицеп.

Длина его 2 метра, ширина около 1,3 метра. 8 рутовских ульев входит впритирочку, вот просто тютелька в тютельку. За три года кочевок немного его доработал.

  1. Со стороны «дышла» приварил крепление для апилифта.
  2. Внизу кусок уголка с приклеенными внутри кусками резины – упор для рамы апилифта.
  3. Вверху – хомут на болтах для прихватывания рамы.

К платформе прикрутил болтами бруски примерно 50х60 мм. По ним удобно толкать ульи при погрузке, а при разгрузке есть возможность взяться под низ улья, чтобы вытащить.

Помню, когда покупал семьи для основания своей пасеки, то 8 ульев перевозил на этом же прицепе в два захода – настолько улики были габаритные, с двускатными огромными крышами «домиком», с кучей выступающих ручек и других ненужных прибамбасов.

И первые перевозки ульев на кочевку я делал ночью, стараясь забрать всю партию за ночь. Из соображений: пока пчелы ночью не летают, один раз намаялся, а потом можно и отдохнуть.

В результате и ульи падали, и я вместе с ними – промазал в темноте, когда ставил на колышки, наезжал машиной на пни – ни хрена не видно в высокой траве, ночью просто тяжело работать, и отходишь потом пару дней.

Сейчас перевожу ульи только утром. Одна ходка в день, максимум две. Ездил пока недалеко, на 5-20 км. Утром все хорошо видно, а пчелы, как и ночью, сидят по домам.

В пять утра – подъем. Иду, закрываю летки заградителями. В каждом улье дернул прилетку, положил под крышку.

  • Улики перетягиваю самодельными скрепами из полипропиленовой ленты.

Как сделал их один раз – до сих пор пользуюсь. Стягивают с такой силой, что кое-где железо на крышках деформировалось.

Потом апилифтом снимаю с колышков улей и тяну к прицепу.

Дома папа помогает тянуть железным крюком. Помощь эта больше символическая. Двухкорпусный улей апилифтом катится без напряжения. В поле, было дело, катал даже четырехкорпусники в одиночку.

Апилифтом же и гружу на прицеп.

Остается затолкать улей вперед по брускам. Папа толкает, а я поехал за следующим. После каждого ряда кладем поперек прицепа брусок 40х40 мм, что примерно равно двум размерам толщины обвязки крышки улья.

Тогда сверху ульи упираются друг в друга крышками, а снизу упираются в бруски, и возможности «ходить» по кузову у них уже нет.

Ульи ставим летками вовнутрь прицепа, чтобы не терлись о борта летковыми заградителями. Вот загружены все восемь – почти по срезу бортов.

  1. Через весь прицеп еще стягиваю двумя ремнями с натяжителями.

Схема последующих действий

Прежде чем приступить к разведению пчел с пчелопакетов, необходимо тщательно подготовить новый домик для насекомых. Он должен быть:

  • предельно чистым;
  • хорошенько просушенным;
  • продезинфицированным.

Кроме того, заблаговременно подготавливают рамки с пустыми секциями, вощиной и поилки с чистой водой. Далее внимательно осматривают прибывших насекомых. Они должны быть все здоровы и вести себя достаточно активно. Затем им предоставляют сахарный сироп в качестве подкормки.

Схема того, как посадить пчелопакет в улей, зависит от его разновидности.

Для сотового варианта предусмотрены такие действия:

  • выбирают подходящее время (прохладная погода или на закате дня);
  • конструкцию устанавливают рядом с ульем;
  • летки направляют в одну сторону;
  • выпускают насекомых.
Читайте также:  Как разводить индюков в домашних условиях?

Пока рабочие пчелы летают и «осваиваются» на территории, пасечник перекладывает рамки из пакета в улей. Он размещает их в таком же порядке. Последней выпускают матку, да и то, после того, как остальные пчелы немного успокоятся.

Теперь рассмотрим, как работать с пчелопакетами безрамочного типа. Непосредственно перед пересадкой насекомых подготавливают соты. Согласно принятым стандартам на 1,2 кг пчел потребуется 3 или 4 рамы типа Дадана-Блатта. Как только насекомые прибывают на место, им предоставляют прохладное помещение, например подвал. Там они находятся на протяжении 3-7 суток. Планомерный уход за пчелопакетом включает предоставление необходимого количества корма и воды насекомым.

По истечении срока их переселяют на новое место жительства, выполняя простые действия:

  • открывают крышку конструкции;
  • в небольшой коробочке находят матку и слегка приоткрывают;
  • размещают в центре между рамами.
Схема последующих действий

Открытый пакет устанавливают в улей. Через день выпускают матку. За этот период насекомые полностью осваиваются. Конструкцию аккуратно убирают из улья.

Все действия желательно выполнять уверенно и четко, чтобы насекомые не «взбунтовались».

Заключение

Прицеп для пчел помогает пасечнику доставлять ульи ближе к медоносной базе. Наличие платформы дополнительно избавляет от лишних погрузо-разгрузочных работ. Какую модель выбрать – решать пасечнику.

Зачастую участки, где пчелы предпочитают собирать нектар, располагаются достаточно далеко от самой пасеки. Насекомым требуется преодолевать большие расстояния от уютного дома до заветного нектара, в результате домой они приносят полезного лакомства намного меньше. Хорошим решением этой проблемы стало перемещение насекомых на новое место, но чтобы это реализовать, потребуется специальный прицеп. Его можно приобрети в готовом виде, можно купить.

Кассетные павильоны для пчёл за рубежом

Понятия кассетных павильонов за рубежом не существует. Улей кассетного типа изобретён отечественными пчеловодами и предназначен для того, чтобы облегчить пчеловоду транспортировку пчёл к месту медосбора. В прицепе можно разместить конструкцию на 24 пчелосемьи. Они объединены в 4 секции в 2 ряда. За рубежом применяют многокорпусные ульи. Также активно используются несколько основных типов ульев: Дадана, Варре, Рута.

Важно! Конструкции ульев Дадана или Рута стандартны. К ним выпускают множество комплектующих и аксессуаров, поэтому пчелиный павильон обычно конструируют под такие типовые рамки.

Подготовка к перевозке

Перевозка ульев

Для начала разберёмся, каким образом необходимо готовиться к перевозке. Тут есть несколько моментов, которые обязательно важно учитывать:

  • Из улья должны быть извлечены все нестабильные элементы, которые могут не перенести тряску. Например, соты с мёдом.
  • Рамки необходимо закрепить как можно лучше, потому что иначе при движении они будут убивать пчёл. Они должны максимально сильно быть зафиксированными. Даже если рамка не убьёт пчёл, то как минимум может очень сильно напугать своим шумом, а, как известно, лишнее беспокойство пчёл никому не нужно.
  • Не забудьте принять меры предосторожности на случай аварии или нестандартных ситуаций, когда пчёлы могут выбраться. Будучи беспокойными, они запросто могут ужалить того, кто попадётся им «под руку». Так что плотно накрывайте ульи.
  • Позаботьтесь об обмене воздуха, потому что пчёлы в их возбуждённом состоянии потребляют его в полторы сотни раз больше. Можно прорезать в крышке небольшие отверстия, которые затем прикрыть сеткой, либо сделать очень узкие щели вдоль стенок.
  • Весной рекомендуется добавить в гнёзда вощины. В более тёплые периоды рекомендуется оставить побольше свободного места в верхней части улья.
  • Для безопасности рамок можно вбить под планкой колышки – простой и доступный метод фиксации. Но лучше уменьшить рамки в размере, если имеется такая возможность.
  • Не забывайте непременно держать под рукой пульверизатор, защитную одежду, инструменты, сетку – это пригодится для оперативного устранения неприятностей, которые могут возникнуть теоретически во время пути.

Кочевые павильоны

Кочевой павильон – специально оборудованный для транспортировки пчел прицеп грузового авто. Такое устройство позволяет мобильно и оперативно перевозить пчел с места на место. Кочевые павильоны имеют и другие преимущества:

  • комфортные и удобные условия для пчеловода;
  • формирование оптимальных условий для проживания пчел (чистота, минимальный уровень влаги, подходящая температура);
  • простой вывод маток;
  • отсутствие необходимости разбирать ульи для сборки меда;
  • защита от кражи;
  • комфортные условия для зимовки и разведения.

Главное преимущество кочевых павильонов – отсутствие необходимости в погрузке и разгрузке ульев. Несмотря на наличие плюсов, у подобного способа перевозки пчел имеются и минусы. Список недостатков включает:

  • малое пространство и количество света;
  • повышенную температуру в летнее время года;
  • низкий уровень облета маток;
  • злое и раздражительное поведение пчел;
  • большой размер денежных средств, необходимых для обустройства;
  • риск массовой заболеваемости пчел.

Недостаток света можно решить благодаря обустройству дополнительных окон и люков. Чтобы увеличить пространство в павильоне, следует использовать широкие и длинные прицепы. Для снижения температуры стены павильона и ульев необходимо покрасить в белый цвет, а в дне прицепа организовать вентиляцию.

Узнать подробнее об особенностях кочевого пчеловодства с использованием павильонов можно, посмотрев данное видео: